Пальчики-зайчики.
Пальчиковые
упражнения - это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши
развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику
пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на
музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют
своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей
младшего школьного возраста. А веселые зайчики на каждом пальчике
превратят упражнения в настоящий маленький театр. Прежде
чем приступать к игре с ребенком, выполните упражнение сами. После
этого пальчиковыми красками нарисуйте на подушечках всех пальчиков
правой руки малыша по зайчику или просто скажите ему, что теперь каждый
его пальчик - это зайчик. Вот этого (большой пальчик малыша) зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего зайчика зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик), - Трусишка.
Предложите поиграть с зайчиками, покажите ему одно упражнение
(прочитайте стишок, сопровождая движениями). После этого снова покажите,
прося его повторять за вами и текст, и сами движения. Если это вызывает
у малыша трудности, то помогите ему - читайте стих и своей рукой
загибайте, разгибайте и двигайте нужные пальчики его руки. Повторяйте до
тех пор, пока малышу весело. Упражнения лучше выполнять в приведенной
ниже последовательности, поскольку они расположены по увеличению степени
сложности.
^
Утром на лужайке Просыпались зайки. |
| ^ |
- Здравствуй, солнце красное! |
| ^ |
- Здравствуй, небо ясное! |
| ^ |
- Здравствуй, ёлка! |
| ^ |
- Здравствуй, пень! |
| ^ |
- Здравствуй, здравствуй, Новый день! |
| ^ |
Мы морковку посадили
Мы морковку посадили, Лето все за ней следили. Зайчик, зайчик, в этот год Не ходи к нам в огород! |
| ^ |
|
| ^ |
Нечего проказить, В огород к нам лазить! |
| Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами. |
^
Под березою нора Заглянуть в нее пора. Зверь там или птица, Кто в норе таится? |
| Играют
двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает
руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора. Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок… |
|
| … и засовывает пальчик в нору. |
|
| Другой
игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для
зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то "нора" сжимается в
кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик.
Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...),
зайчик не должен "убегать из норы". Пойманные зайчики выбывают
(стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и
те зайчики, что убежали от добрых зверей. Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами. |
Прыг-скок!
| На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами. Один
палец с зайчиком (в примере - указательный) вытягивается, остальные
сжаты в кулак. Палец приставляется к ладони ребром либо со стороны
мизинца, либо со стороны большого пальца. Зайчик прыгает через пальцы,
приземляясь между ними, пока не перепрыгивает через последний и не
падает вниз, приговаривая на каждое движение: "Прыг! Скок! Прыг! Скок!
Ой!" Потом прыгает следующий пальчик. |
^
Прыгают зайчишки, Серы шалунишки. |
| ^ |
Чутко ушками прядут… |
| ^ |
Ой, Медведи к ним идут! (коровы, собаки, косули, куницы, полевки, девицы, еноты, лягушки, олени, лисицы, туристы) варианты: Ой, Песцы сюда идут! (сурки, бобры, хорьки, козлы, ослы, жуки, кроты, ежи) или Слышат, ^ к ним идут! (волки, тигры, лоси, кошки, мыши, зубры, барсы, козы, белки) или Слышат, Мужики идут! (барсуки, пастухи, гончие, хомяки, кабаны, лесники, червяки) |
| ^ |
Мы не будем убегать! Ими нас не напугать! |
| ^ |
Прячемся под ели, Чтобы нас не съели! |
| ^ |
И
так несколько раз с самого начала и разными героями. Если малыш
ошибется, взрослый должен указать малышу на его ошибку и, при
необходимости, дать объяснение. Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться ролями. |
^
Зайчики по лесу шли, |
| ^ |
Зайца нового нашли. |
| ^ |
Ни один не поленился, Зайцу в пояс поклонился: |
| ^ |
"Здравствуй!" "Здравствуй!" "Здравствуй!" "Здравствуй!" |
| ^ |
"Здравствуй, милый друг ушастый!" |
| ^ |
Заяц новый им кивал, |
| ^ |
В обе щеки целовал: Чмок! Чмок! Чмок! да |
| ^ |
Чмок! Чмок! Чмок! "Был я очень одинок!" |
| ^ |
Чмок! Чмок! Чмок! да |
| ^ |
Чмок! Чмок! Чмок! "С вами я дружить бы мог!" |
| ^ |
И теперь в лесу гулять Будет зайцев целых пять! |
| Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево. |
^
| На
одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится
вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами-березками.
Зайцы бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и
обращены ладонями друг к другу. Говорится: "На старт!" Пальчики-зайчики
сгибаются под прямым углом. Объявляется: "Внимание!" Зайчики сгибаются,
касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: "Марш!", и рука с
зайчиками, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам,
пытаясь попасть зайцами между пальцами-деревьями, образуя "замок". Чем
дальше зайцы от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с
небольшого расстояния, и чтобы зайчики бежали не очень быстро. Главное,
научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и
длину пробега. |
^
Зайцы в поле ловко Дергают морковку. Кто ее достанет, Тот и кушать станет! |
| ^ |
Ать! Ать! Ать! Ать! Нелегко морковку рвать! |
| ^ |
^
|
| ^ |
- Выдра плавает в воде! |
| ^ |
- Где? Где? Где? Где? |
| Указательный
палец наклоняется вперед, стремясь образовать с ладонью и другими
пальцами прямой угол, и по очереди на каждый "Где?" просовывается
сначала между большим и указательным пальцами второй руки, затем между
указательным и средним, потом между средним и безымянным и, наконец,
между безымянным и мизинцем. |
- Кошка бродит в лебеде! - Где? Где? Где? Где? |
| ^ |
- Дедка чешет в бороде! - Где? Где? Где? Где? |
| ^ |
- Мышь играет на дуде! - Где? Где? Где? Где? |
| ^ |
- Волк сюда идет большой! - Ой! Ой! Ой! Ой! |
| ^ |
Охота
Вышел Вася погулять, Серых зайцев пострелять! |
| Играют
двое. Один рисует на пальчиках зайчиков, а второй становится охотником.
Оба играющих сжимают руки в кулаки и начинают синхронно трясти ими, как
в игре "камень-ножницы-бумага", приговаривая начало стишка. После этого
каждый выбрасывает из кулака один палец. |
Пиф! Паф! Ой-ой-ой! Побегу-ка я домой! |
| Если
пальцы совпали, например, оба мизинца, то зайчик напуган. Пальчик
дрожит, а игрок говорит стишок. После этого зайчик убегает - наклейка
снимается с пальчика, и он больше в игре не участвует. |
Пиф-паф! Я не трус! Никого я не боюсь! |
| ^ |
^ |
Зайчишки-хвастунишки
Громко хвастаются зайки Возле ёлки на лужайке: "Не боимся мы в лесу Ни медведя, ни лису!" |
| ^ |
А услышали про волка, Тут же спрятались под ёлку И вповалку там лежат, Вместе с ёлкою дрожат. |
| ^ |
Мимо серый волк прошел, Зайцев наших не нашел. |
| ^ |
Говорим мы: "Зай-зай-зай! Из-под ёлки вылезай!" |
| Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются. |
^
Серый волк увидел зайца И сказал: "А ну сдавайся! Очень кушать я хочу, Вот тебя я проглочу!" Зайчик бедненький дрожит, А второй спасать бежит. |
| Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи. Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему. |
"Ах, вы так, а ну пугайтесь, Сразу оба мне сдавайтесь! Очень кушать я хочу, Вас обоих проглочу!" И не стало б их на свете, Но бежит спасать их третий. |
| ^ |
"Вот вы как! А ну пугайтесь, Сразу трое мне сдавайтесь! Очень кушать я хочу, Всех троих я проглочу!" Трое зайцев смерти ждут, Но четвертый тут как тут. |
| ^ |
"Сколько вас! А ну пугайтесь, Сразу четверо сдавайтесь! Очень кушать я хочу, Четверых уж проглочу!" Но там, где четыре брата, Завсегда и братец пятый. |
| ^ |
И заплакал серый волк: "Вас тут зайцев целый полк! Хоть я очень есть хочу, Пятерых не проглочу!" Потерял к ним интерес И ушел обратно в лес. |
| Серый волк снова щелкает зубами.
Ладонь с волком поворачивается и "уходит". |
^
Во лесу-лесочке Прятались за кочкой. |
| ^ |
Коротышка, |
| ^ |
Торопыжка, |
| ^ |
Тришка, |
| Средний палец кладется на стол. |
Тишка |
| ^ |
И Трусишка. |
| Мизинец кладется на стол. |
Посмотри-ка, Тришка, Кто идет там? Мишка! Нет уж, братцы, посидим, Посидим да поглядим! |
| ^ |
Ну-ка, Коротышка, Кто бежит? Волчишка! Нет уж, братцы, посидим, Посидим да поглядим! |
| ^ |
Посмотри-ка, Тишка, Кто летит? Сычишка! Нет уж, братцы, посидим, Посидим да поглядим! |
| ^ |
Глянь-ка, Торопыжка, Кто кричит? Мальчишка! Нет уж, братцы, посидим, Посидим да поглядим! |
| ^ |
Посмотри, Трусишка, Кто шуршит там? Мышка! |
| ^ |
Ну, уж мышки братцы Стыдно нам бояться! | Вся
ладонь вместе с пальцами поднимается над кочкой, не отрывая низ ладони
от стола. Чтобы было интереснее, можно менять выделенные строчки местами
(подставлять Торопыжку к волчишке, Тишку к мишке и т.д.), развивая у
малыша внимательность и реакцию. При этом он должен приподнимать те
пальчики-зайчики, к которым по именам обращается ведущий. |
^ |
Во лесу-лесочке Прятались в кусточке. |
| ^ |
Коротышка, |
| ^ |
Торопыжка, |
| ^ |
Тришка, |
| ^ |
Тишка |
| ^ |
И Трусишка. |
| ^ |
Далее стихотворение продолжается так же, как и в первом варианте. | Теперь
пальцы под продолжение стихотворения выглядывают из "куста" в
соответствие с именем зайчика - каждый пальчик в своем месте, а в конце -
рука с зайчиками "смело" выходит из-за другой руки. |
^
Приходили зайцы, Зайцы-побегайцы! |
| ^ |
Коротышка, |
| Распрямляется большой палец. |
Торопыжка, |
| ^ |
Тришка, |
| Распрямляется средний палец. |
Тишка |
| ^ |
И Трусишка. |
| Распрямляется мизинец. |
Кланялись нам зайцы, Зайцы-побегайцы! |
| ^ |
Коротышка, |
| ^ |
Торопыжка, |
| Указательный палец кланяется. |
Тришка, |
| Средний палец кланяется. |
Тишка |
| ^ |
И Трусишка. |
| Мизинец кланяется. |
Мы погладим зайцев, Зайцев-побегайцев: |
| ^ |
Коротышку, Торопыжку, Тришку, Тишку И Трусишку. |
| ^ |
Испечем для зайцев Круглых каравайцев! |
| ^ |
Коротышке, |
| ^ |
Торопыжке, |
| ^ |
Тришке, |
| ^ |
Тишке |
| ^ |
И Трусишке. |
| ^ |
Их за стол посадим Да напротив сядем |
| ^ |
Коротышки, |
| ^ |
Торопыжки, |
| ^ |
Тришки, |
| ^ |
Тишки |
| Безымянные пальцы касаются друг друга. |
И Трусишки. |
| ^ |
Зайцев привечаем, Поим сладким чаем: |
| ^ |
Коротышку, |
| ^ |
Торопыжку, |
| ^ |
Тришку, |
| ^ |
Тишку |
| ^ |
И Трусишку. |
| ^ |
А напоим чаем, В люльке покачаем: Ко-ро-ты-ы-ы-ы-шку, |
| ^ |
То-ро-пы-ы-ы-ы-жку, |
| ^ |
Три-и-и-и-и-и-шку, |
| ^ |
Ти-и-и-и-и-и-шку |
| Люлька качает безымянный палец. |
И Тру-си-и-и-и-шку. |
| Люлька качает мизинец. |
Спите, спите, зайцы, Зайцы-побегайцы! |
| Качать всех пятерых. |
Пусть ваш малыш учится с удовольствием!
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий