среда, 21 октября 2015 г.

возрастные особенности детей 1,5 - 2 лет.

 В течение второго года жизни происходят значительные изменения в развитии ребенка. Когда вашему ребенку исполнился год, он лишь начинал самостоятельно ходить, а к 2 годам он не только может влезть на стулья, на кровать, но и ходить по лестнице, да не по-детски, а как взрослый, наступая по очереди то правой, то левой ногой.
Какой же он , ребенок 1,5-2 лет?


Эмоциональное состояние ребенка.
У детей этого возраста очень  яркие, но неустойчивые  эмоции. Смех часто сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но  и очень быстро успокаивается, главное, уметь вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
  Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные, но непродолжительные.
В этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к игровым действиям, одним словом,  учить, ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок 2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.

Мышление
Мышление у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т. д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком, лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
  К двум годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени
Вслед за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом построить домик башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности.


Кроме того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку правильно. Главное в этом занятии - отработать навык надевания кольца на стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4-5 колец пирамидки и может надеть 1-2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера.

 В 1-1,5 года детей очень интересуют всякие дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры, особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые условия. Во первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после - прячьте. Так интерес у ребенка не иссякнет. Во вторых, следует помнить, что в этом возрасте не существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время. Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в третьих, если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже - через месяц, через два.

 То же самое относится к возрасту, в котором ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр вкладышей. Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в другой и пирамидки.

 Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных форм могут быть плоскостными, в виде доски планшета, или объемными, представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и вставить ее в это отверстие. Если фигурка вкладыш совпала с рамкой силуэтом, то она прочно сядет в свое "гнездышко" или благополучно в него провалится.

 Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов, которые вставляются один в другой, различно - от двух трех до десяти и более. К 15 месяцам жизни 95 % детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по размеру.
     Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют
РЕЧЬ
     Особенно велики достижения ребенка в овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого, то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы, местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко всему окружающему   Дети научаются комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением;
До 1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма незначительном приросте активного словаря;
   На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
 К двум годам нормально развивающийся ребенок понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком;
К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
;
     .
Развитие речи – в этом возрасте ребенок учится понимать речь. Не зря он любит прислушиваться к разговору взрослых. Ему нравится слушать рассказы, сказки, стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью языка. Интересный факт, в 2-3 года словарный запас ребенка от 300 до 1500 слов. К трем годам ребенок овладевает всеми падежами и может с помощью предлогов строить сложные предложения.
Развитие памяти – память непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо информацию. Только  при многократном повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст 3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её основные механизмы.

Игра - игра предметн0-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее устройство. Способ познания - разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким образом появляются игры подражания.

Отношения со взрослыми и сверстниками– взрослый интересен как источник информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще индивидуальная. Лишь на четвертом  году дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.

Формирование личности (Я) – связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается на свое имя, осознает свое место среди сверстников. Трех-четырехлетки начинают сравнивать себя  с другими людьми, складывается их самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых.

Вывод: таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.




Рекомендации родителям:

  Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними, резко отстают в развитии речи;
Чётко и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь и будет копировать ваш ребёнок;
 Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует развитию речи;







Как только малышу исполняется год, родители начинают слышать от него все новые слова. Конечно, большинство звуков ребенку выговаривать еще сложно, и все же в общих чертах его речь становится понятной. В это время происходит активное запоминание и накопление слов. Малыш может долгое время не повторять однажды сказанное слово, но он его не забудет: сочетание звуков надежно отложилось в памяти. Чтобы помочь ребенку быстрее запоминать новые слова, почаще разговаривайте с ним, читайте стихи, проговаривайте вслух свои и его действия, объясняйте, как называется тот или иной предмет. Необходимо уяснить всю важность этого периода: именно сейчас закладывается основа умственного развития ребенка, на которую в дальнейшем, как на леску, нанижутся все остальные знания, получаемые человеком на протяжении всей жизни. Возможно, вам покажется, что малыш слишком плохо выговаривает слова, но не спешите огорчаться: он еще такой маленький! Зато он отлично понимает, что вы ему говорите, и если вы попросите его совершить простое действие (закрыть дверь, принести ложку, положить на стол карандаш) — он с готовностью выполнит вашу просьбу.
Воспитание ребенка 2 лет: познание окружающего мира

 Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), — просто заранее уберите их в недоступные для его рук и глаз места.

Посвятите какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет ориентироваться в домашних вещах!

Малыш проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!» должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом шагу.



Большинство детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а ваш малыш научится есть самостоятельно.

 А вот с чем надо бороться — так это с дурной привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два, баловство прекратится.
Выбираем игрушки: для каждого возраста — свои!

Для правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так, как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и зайцы, игрушечная посуда, мячики и т. п.
 А теперь — одеваться!


 .

Распространенная ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова, очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы, сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка — встречать каждую сказанную ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

Если все же вам кажется, что для своего возраста малыш разговаривает не очень хорошо или не выговаривает некоторые буквы, посоветуйтесь с логопедом. В любом случае специалист даст вам полезные практические рекомендации.
 Подвижный ребенок — это норма!

Между 1,5 и 2 годами наступает время, которое приносит родителям много беспокойства. В этот период ребенок становится настоящим непоседой: за ним не угонишься, он успевает за несколько минут разворошить все вещи в шкафу, разбросать игрушки, разбить тарелку, десяток раз упасть и подняться. Не нужно его постоянно ругать и шлепать! Это приведет к развитию комплекса постоянной вины. А ведь ваш малыш совсем не виноват: он так устроен, что ему нужно обязательно везде залезть и все изучить.

Если же ребенок притих, не бегает, не шалит, а почему-то сидит на одном месте, скорее пощупайте его лоб и померяйте температуру: это признак того, что малыш либо устал и хочет спать, либо приболел.
 Ребенку исполнилось два года!

Наступило время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать этот мир — он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с игрушками — неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект, пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед сном, за игрой и уборкой комнаты.

Воспитание ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли — общество ему подобных он и так имеет. Если же малыш «домашний» — познакомьте его с детьми во дворе, на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными шагами.



Не забывайте, что кроха копирует ваше поведение и ваш разговор. Если вы услышали от него «плохие слова» — вспомните, не мог ли он услышать их от вас в минуту гнева. Это нелегко, но необходимо: постоянно держите себя в руках, не «срывайтесь», не позволяйте себе оскорблять малыша, обзывать его, в сердцах говорить обидные вещи. Понятно, что каждый из нас может устать, нам свойственно иногда раздражаться, сердиться, даже злиться. Контролируйте себя в любой ситуации! Не позволяйте себе распускаться и безобразно кричать на малыша. Лучше разговаривайте с ним обо всем на свете. В 2,5 года ребенок обычно знает уже 300 слов, ваша задача — закрепить и развить его знания. Так вы пополните его словарный запас, а ребенок подрастет и будет с благодарностью и любовью вспоминать интересные беседы с мамой и папой.
 

Если малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна, куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует воспитанию ребенка 2 лет.

Мамин помощник. У меня почему-то деятельность двухлетнего ребенка ассоциируется со знаменитой фразой о революции «когда низы не могут, а верхи не хотят». Так вот, в возрасте от 2-х лет ребенок часто знает, что он хочет сделать, но навыков, опыта и силенок для осуществления задуманного ещё не хватает.

Тогда-то он и может впасть в состояние гнева. Задача любой мамы – поддержать ребенка в начинании, но ни в коем случае не сделать намеченное действие вместо него. Никаких «давай я сама»,  только предложение о помощи или разумная подсказка «попробуй вот так». Только тогда воспитание ребенка 2 лет будет позитивным.

В этом возрасте ребенок стремится во всем помогать, и наша задача – дать ему такую возможность. Дети любят помогать и с годовалого возраста, но сейчас мы должны конкретно добиваться положительных результатов труда. Конечно, постепенно, но надо, чтобы раз за разом малыш совершенствовал свои навыки.

Таким образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать, чтоб получилось лучше.

И конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.
Возрастные особенности ребенка от 1 до 2 лет

Основные периоды (здесь подразумевается более активное развитие определенных навыков от 1 до 2 лет):

двигательные навыки – более активно развиваются в период 1-1,5 года;
  умственные способности – более активно развиваются в период 1,5-2 года;

Основные навыки:

 новые действия;
  развитие речи;

 Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;
 к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне»;

Остережения и переключение внимания (чтобы остановить нежелательное поведение):

 ребенок до 1,5 лет – у взрослых должны быть слова и действия:

   словесные остережения взрослых должны сопровождаться активными действиями, например: недостаточно сказать «не трогай» или «положи», нужно сказав, подойти к ребенку, дать ему безопасный предмет и вытащить у него из рук нежелательный предмет; если ребенок тянет кошку за хвост, нужно подойти к нему, вытащить из его руки хвост кошки и погладить его рукой кошку, при этом говоря: «Погладь кошечку. Не тяни за хвост кошечку.»;

     чтобы отвлечь ребенка от нежелательного действия и переключить его внимание, в качестве «приманки» необходимы активные занятия: например, если ребенок пошел в нежелательном направлении, можно взять его за руку и затем позволить ему шлепать по своей руке – обратить это в игру, вместо того чтобы насильно удерживать ребенка (этот пример приводят Сирсы);

Ребенок 1,5-2 года – может быть достаточно только слов взрослых:

 к 2 годам ребенок способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;
  после 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже.»

Некоторые особенности ребенка от 1 до 2 лет:

  конкретное мышление, неспособность обобщать – ребенок не понимает, что горячая плита означает не только горячую плиту дома, но и в гостях, на каждом новом месте родителю необходимо предупреждать ребенка, что там тоже плита горячая;
     негативные фазы, зигзаги в развитии – Сирсы пишут, что малыш может в течение 2 месяцев быть невыносимым, а в последующие 3 месяца вести себя как ангелочек; во время негативной фазы ребенок может стать упрямым, непослушным, часто говорить «нет», отдаляться от родителей – просто ему нужно отработать прием «сделай сам», а для этого нужно пространство, – родителям не нужно принимать это близко к сердцу, эта фаза вскоре минует и наступит фаза воссоединения, когда ребенок снова приблизится к родителям – в этот момент ему нужна эмоциональная подпитка, это подходящая возможность наладить с ним отношения;
     упорство, повтор, вставание после падения – даже если ребенок испытал физическую боль, он все равно продолжает делать то же самое (например, мой сын засунул пальчик в горячий чай, обжегся, я его успокоила, через некоторое время он опять полез к кружке с чаем, я ее отодвинула в сторону, или на улице засунул пальчик в трубу, не смог сразу вытащить, заплакал, я ему помогла, через несколько минут он опять хотел засунуть пальчик в ту же трубу, я уже не дала это сделать), в нем говорит потребность исследователя; в этом есть и польза — так ребенок учится новому действию: когда ребенок осваивает полезный навык, например, ходить, он падает, затем встает и снова продолжает попытки;
     в речи ребенка одно и то же слово может иметь много значений – если ребенок не может выговаривать все звуки: «ка-ка» — это означает «книжка», игрушка лягушка (т.е. ква-ква), игрушка утенок (т.е. «кря-кря») и т.п. (так говорил мой сын); первое время родителю приходится уточнять, спрашивать у малыша (когда мой сын говорил: «Ка-ка», — я спрашивала: «Книжка?» — он отвечал: «Да», — если хотел книжку, если не хотел, то мотал головой и продолжала спрашивать дальше: «Лягушка?» и т.д.), хорошо, когда ребенок дополнительно к своим словам делает жесты, уточняя, что именно он хочет (со временем мой сын стал показывать: если нужна была книжка, он показывал на шкаф с книгами, если игрушка лягушка, то он показывал в сторону коробки с игрушками).

Таким образом, друзья, мы рассмотрели, основные возрастные особенности, которые имеет ребенок 1 года (т.е. ребенок от 1 до 2 лет). Это помогает лучше его понять и находить наиболее приемлемый подход для его воспитания и развития. В следующей статье «Воспитание и развитие ребенка от года до двух лет» мы рассмотрим еще некоторые детали, что необходимо делать родителям в этот период.
Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе – 9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.


Комментариев нет:

Отправить комментарий