В течение второго года жизни происходят
значительные изменения в развитии ребенка. Когда вашему ребенку исполнился год,
он лишь начинал самостоятельно ходить, а к 2 годам он не только может влезть на
стулья, на кровать, но и ходить по лестнице, да не по-детски, а как взрослый,
наступая по очереди то правой, то левой ногой.
Какой
же он , ребенок 1,5-2 лет?
Эмоциональное состояние
ребенка.
У
детей этого возраста очень яркие, но
неустойчивые эмоции. Смех часто
сменяется плачем и наоборот, ребенок легко может заплакать, но и очень быстро успокаивается, главное, уметь
вовремя переключить внимание, отвлечь от раздражителя.
Эмоциональное состояние неустойчивое, ребенок
то обнимает и целует взрослого, то тут же может толкать его и ругать, проявлять
против него протест. Таким образом, чувства детей 2-го года жизни безграничные,
но непродолжительные.
В
этом возрасте игрой ребенка нужно руководить, придумывать сюжет, подталкивать к
игровым действиям, одним словом, учить,
ведь такие маленькие дети повторяют за взрослым все. Что видят, и как вы
научите своего ребенка играть, такие действия он и будет выполнять. Ребенок
2-го г.ж. может недолго играть самостоятельно, затем требует вмешательства взрослого.
Мышление
Мышление
у детей наглядно действенное, т.е. ребенок видит предмет и сразу тянется к
нему, выполняет действия с ним. Однако до двухлетнего возраста ребенка мало
занимает эмоционально смысловое значение игрушки. Его больше интересует то, что
с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу
повторять разные действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что
они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что
кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому,
грузить на машину, укладывать в коробочку и закрывать ее. Однако иногда ребенка
нужно направлять в игре, иначе у него могут долгое время сохраняться и
закрепляться примитивные однообразные действия: он может без конца катать
машинку, брать кубики в рот, перекладывать игрушки из одной руки в другую и т.
д. Показывайте ребенку, как пользоваться игрушечными молотком, совочком,
лопаткой и т. д. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с
предметами, у него появляются предметные игры-подражания;
К двум годам дети могут играть в элементарные
логические и тематические игры, способны составлять план действий на
сравнительно небольшой промежуток времени
Вслед
за показом взрослого может поставить один кубик на другой и таким образом
построить домик башню из двух кубиков. Сначала покажите, а затем дайте малышу
возможность построить башню самостоятельно. Ребенок в 15 месяцев жизни не берет
кубики в рот, не бросает кубики на пол, а выполняет задание в точности.
Кроме
того, покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова
надеть их. Дайте ему возможность выполнить это упражнение столько раз, сколько
малыш захочет. Не следует на этом этапе требовать, чтобы он собирал пирамидку
правильно. Главное в этом занятии - отработать навык надевания кольца на
стержень. В 15 месяцев ребенок уверенно снимает 4-5 колец пирамидки и может
надеть 1-2 кольца (некоторые дети и большее количество) без учета их размера.
В 1-1,5 года детей очень интересуют всякие
дырочки, веревочки, шнурки. Для этого возраста и придуманы безопасные игры,
особенно различного рода шнуровки. Чтобы сложные действия с такого рода
игрушками доставляли ребенку удовольствие, необходимо соблюдать некоторые
условия. Во первых, шнуровки не должны лежать в одном месте с другими
игрушками. Выдавайте их только на занятия, а после - прячьте. Так интерес у
ребенка не иссякнет. Во вторых, следует помнить, что в этом возрасте не
существует такого занятия, которое могло бы увлечь ребенка на долгое время.
Шнурование - совместная игра, здесь необходимо участие и ободряющее внимание
взрослого к трудному для ребенка процессу попадания в дырочку. И в третьих,
если ребенок не проявил интереса к игрушке, значит, это ему рано, ведь у каждого
малыша индивидуальный темп развития. Предложить игрушку следует чуть попозже -
через месяц, через два.
То же самое относится к возрасту, в котором
ребенок овладевает способностью различать геометрические фигуры и вставлять
предметы друг в друга в зависимости от их формы и размера. Кроме того, эта
способность связана с доступностью такого рода игрушек. Поэтому уже в начале
второго года жизни необходимо купить один или несколько наборов игр вкладышей.
Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в соответствующие
отверстия. В зависимости от того, куда именно вкладывается предмет, игры
вкладыши подразделяются на три основных вида: вкладыши в рамку, вкладыши один в
другой и пирамидки.
Вкладыши в рамку. Рамки с прорезями разных
форм могут быть плоскостными, в виде доски планшета, или объемными,
представляющими игрушечные ящички, в стенках которых эти фигурные прорези и
сделаны. Малышу необходимо подобрать к прорези фигурку точно такой же формы и
вставить ее в это отверстие. Если фигурка вкладыш совпала с рамкой силуэтом, то
она прочно сядет в свое "гнездышко" или благополучно в него
провалится.
Вкладыши один в другой. К этому виду вкладышей
относится традиционная русская матрешка. В настоящее время помимо матрешки
существует очень много других игрушек подобного типа. Количество предметов,
которые вставляются один в другой, различно - от двух трех до десяти и более. К
15 месяцам жизни 95 % детей умеют вставить маленький стаканчик в больший по
размеру.
Большинство детей к двухлетнему возрасту
имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего
обихода и личной гигиены, правильно их используют
РЕЧЬ
Особенно велики достижения ребенка в
овладении речью: если к 1 году ребенок только начинал понимать речь взрослого,
то к 2 годам он уже начинает говорить фразами, употреблять глаголы,
местоимения, наречия, склонять существительные. Расширяется интерес ребенка ко
всему окружающему Дети научаются
комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от
таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая
половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной
самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и
на овладение собственным поведением;
До
1,6—1,8 лет у ребенка развивается только понимание речи при еще весьма
незначительном приросте активного словаря;
На втором году жизни резко возрастает
интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать,
увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он
то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?»;
К двум годам нормально развивающийся ребенок
понимает значения практически всех слов, относящихся к окружающим его
предметам. Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с
ребенком;
К
концу второго года жизни дети знают уже примерно 300 слов;
;
.
Развитие
речи – в этом возрасте ребенок учится понимать речь. Не зря он любит
прислушиваться к разговору взрослых. Ему нравится слушать рассказы, сказки,
стихи, потешки – это значит, что ребенок начинает познавать мир с помощью
языка. Интересный факт, в 2-3 года словарный запас ребенка от 300 до 1500 слов.
К трем годам ребенок овладевает всеми падежами и может с помощью предлогов
строить сложные предложения.
Развитие памяти – память
непроизвольная, т.е. не может ребенок специально выучить, запомнить какую-либо
информацию. Только при многократном
повторении у него формируется память. 75% детских припоминаний приходятся на возраст
3-4 года, т.е. к концу раннего возраста складывается долговременная память и её
основные механизмы.
Игра - игра
предметн0-манипулятивная, т.к. объект познания – предметы, их внутреннее
устройство. Способ познания - разобрать, сломать. В этом возрасте ребенок
выполняет различные действия с игрушками, которые наблюдал у взрослых, таким
образом появляются игры подражания.
Отношения со взрослыми и сверстниками– взрослый интересен как источник
информации, защиты и ласки. Поэтому долгое расставание воспринимается
болезненно. Но несмотря на это у них проявляется потребность в
самостоятельности, происходит формирование личности. Сверстник в этом возрасте
малоинтересен, т.к. вместе играть не умеют. Игра в данном возрасте чаще
индивидуальная. Лишь на четвертом году
дети начинают проявлять интерес к сверстнику, как партнеру по игре. Больше
интересуют старшие дети, которые являются ведущими в деятельности.
Формирование личности (Я)
– связано со становлением самосознания: он узнает себя в зеркале, знает и отзывается
на свое имя, осознает свое место среди сверстников. Трех-четырехлетки начинают
сравнивать себя с другими людьми,
складывается их самооценка, стремление соответствовать требованиям взрослых.
Вывод:
таким образом, формирование личности, игра, развитие речи, памяти, отношений со
взрослыми являются основными направлениями в развитии детей.
Рекомендации родителям:
Разговаривайте со своим ребёнком. Дети, с
которыми взрослые мало разговаривают, ограничиваясь только уходом за ними,
резко отстают в развитии речи;
Чётко
и ясно проговаривайте свои слова. Ребёнок начинает осваивать речь, подражая
речи взрослого, поэтому если вы сюсюкаете и коверкаете слова, именно такую речь
и будет копировать ваш ребёнок;
Развивайте мелкую моторику, ведь это способствует
развитию речи;
Как
только малышу исполняется год, родители начинают слышать от него все новые
слова. Конечно, большинство звуков ребенку выговаривать еще сложно, и все же в
общих чертах его речь становится понятной. В это время происходит активное
запоминание и накопление слов. Малыш может долгое время не повторять однажды
сказанное слово, но он его не забудет: сочетание звуков надежно отложилось в
памяти. Чтобы помочь ребенку быстрее запоминать новые слова, почаще
разговаривайте с ним, читайте стихи, проговаривайте вслух свои и его действия,
объясняйте, как называется тот или иной предмет. Необходимо уяснить всю
важность этого периода: именно сейчас закладывается основа умственного развития
ребенка, на которую в дальнейшем, как на леску, нанижутся все остальные знания,
получаемые человеком на протяжении всей жизни. Возможно, вам покажется, что
малыш слишком плохо выговаривает слова, но не спешите огорчаться: он еще такой
маленький! Зато он отлично понимает, что вы ему говорите, и если вы попросите
его совершить простое действие (закрыть дверь, принести ложку, положить на стол
карандаш) — он с готовностью выполнит вашу просьбу.
Воспитание
ребенка 2 лет: познание окружающего мира
Понаблюдайте за 2-летним малышом. Ему все
интересно, все хочется взять в ручки, попробовать «на зубок», послушать, как
звучит каждый предмет, какой он на ощупь, что с ним можно сделать. Не мешайте
маленькому исследователю! Не отнимайте у него все подряд, запрещая трогать
чашку, бусы, книгу, газету и т. д. Если в доме есть предметы, действительно
опасные для малыша (спички, зажигалка, нож и т. п.), — просто заранее уберите
их в недоступные для его рук и глаз места.
Посвятите
какое-то время участию в исследованиях вашего первооткрывателя. Заодно и малыш
будет под вашим присмотром, а вы сможете вовремя пресечь нежелательные
действия. Ребенок открыл тумбочку, начал вытаскивать из нее мамин крем, папин
гель для бритья, квитанции? Пусть рассмотрит, ведь он тоже здесь живет и хочет
ориентироваться в домашних вещах!
Малыш
проник на кухню, заинтересовался крупами, солью, сахаром? Отлично, насыпьте
всего по чуть-чуть в блюдечко, пусть попробует! А как интересно пересыпать
гречку или рис из одной баночки в другую! Не отбирайте у ребенка возможность
приобрести новые знания и навыки, поистине бесценные для него. Слово «нельзя!»
должно произноситься только в самых крайних случаях, а совсем не на каждом
шагу.
Большинство
детей вполне способны сносно управляться с ложкой и кашей уже в год. Не
отнимайте у малыша ложку, а поощряйте его стремление к самостоятельности. Пусть
даже первое время после каждого приема пищи вам придется наводить порядок на
кухне и стирать детские вещи, путь каша оказывается не столько во рту, сколько
на личике ребенка и на полу, рано или поздно все эти неудобства прекратятся, а
ваш малыш научится есть самостоятельно.
А вот с чем надо бороться — так это с дурной
привычкой ребенка шалить за столом, отвлекаться от еды. Чтобы сразу дать понять
ребенку, что этого делать нельзя, попробуйте забрать у него тарелку с кашей. Он
сразу поймет, что баловство наказуемо. А если проделать это еще раз или два,
баловство прекратится.
Выбираем
игрушки: для каждого возраста — свои!
Для
правильного развития ребенка 2 лет очень важно подбирать соответствующие
возрасту игрушки. Понятно, что в полтора – два года вряд ли малыша увлечет
сложный конструктор или краски. То есть краски его, конечно, увлекут, но не так,
как вы думаете: красками можно не только рисовать в альбоме, ими можно
расписывать обои, мебель, телевизор и даже себя! Так что спрячьте пока это все
добро подальше, пусть ваш ребенок дорастет до него. А пока самыми лучшими
игрушками могут стать кубики, резиновые зверята, небольшие мягкие медвежата и
зайцы, игрушечная посуда, мячики и т. п.
А теперь — одеваться!
.
Распространенная
ошибка родителей, когда они в разговоре с малышом намеренно коверкают слова,
очень вредна. Ведь ребенок именно у вас учится правильности выговора, и вы,
сами того не желая, можете «подарить» собственному малышу косноязычие. Именно
после коверканья звуков родителями дети начинают шепелявить, картавить, и эту
привычку очень сложно искоренить. Другая ошибка — встречать каждую сказанную
ребенком фразу взрывом смеха, передразнивать его. Малыш решит, что смеются над
ним, и может замкнуться, перестать разговаривать вообще.
Кстати,
в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается:
почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта
разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые
попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или
подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.
Если
все же вам кажется, что для своего возраста малыш разговаривает не очень хорошо
или не выговаривает некоторые буквы, посоветуйтесь с логопедом. В любом случае
специалист даст вам полезные практические рекомендации.
Подвижный ребенок — это норма!
Между
1,5 и 2 годами наступает время, которое приносит родителям много беспокойства.
В этот период ребенок становится настоящим непоседой: за ним не угонишься, он
успевает за несколько минут разворошить все вещи в шкафу, разбросать игрушки,
разбить тарелку, десяток раз упасть и подняться. Не нужно его постоянно ругать
и шлепать! Это приведет к развитию комплекса постоянной вины. А ведь ваш малыш
совсем не виноват: он так устроен, что ему нужно обязательно везде залезть и
все изучить.
Если
же ребенок притих, не бегает, не шалит, а почему-то сидит на одном месте,
скорее пощупайте его лоб и померяйте температуру: это признак того, что малыш
либо устал и хочет спать, либо приболел.
Ребенку исполнилось два года!
Наступило
время активного общения. Теперь ребенку уже недостаточно самостоятельно изучать
этот мир — он жаждет пообщаться. С вами, с другими детьми, с зеркалом, с
игрушками — неважно. Это опять-таки совершенно естественно: каждому человеку
необходимо общение. От вас требуется не кричать поминутно: «Замолчи!», а
стараться поддерживать беседу. Уделяйте этому как можно больше времени, и вы
окажете своему ребенку неоценимую услугу: поможете развить его интеллект,
пополнить словарный запас, научите правильно выговаривать звуки. Разговаривайте
с ним все время: пока готовите обед и моете посуду, во время прогулки, перед
сном, за игрой и уборкой комнаты.
Воспитание
ребенка до 2 лет включает еще один важный момент: обеспечьте малышу общество
таких же, как он, карапузов. Если ребенок посещает ясли — общество ему подобных
он и так имеет. Если же малыш «домашний» — познакомьте его с детьми во дворе,
на детской площадке, почаще ходите с ним в гости или приглашайте к себе подруг
с детьми. Ваши усилия не пропадут даром: речевое развитие пойдет семимильными
шагами.
Не
забывайте, что кроха копирует ваше поведение и ваш разговор. Если вы услышали
от него «плохие слова» — вспомните, не мог ли он услышать их от вас в минуту
гнева. Это нелегко, но необходимо: постоянно держите себя в руках, не «срывайтесь»,
не позволяйте себе оскорблять малыша, обзывать его, в сердцах говорить обидные
вещи. Понятно, что каждый из нас может устать, нам свойственно иногда
раздражаться, сердиться, даже злиться. Контролируйте себя в любой ситуации! Не
позволяйте себе распускаться и безобразно кричать на малыша. Лучше
разговаривайте с ним обо всем на свете. В 2,5 года ребенок обычно знает уже 300
слов, ваша задача — закрепить и развить его знания. Так вы пополните его
словарный запас, а ребенок подрастет и будет с благодарностью и любовью
вспоминать интересные беседы с мамой и папой.
Если
малыш упрямится, то надо чем-нибудь заинтересовать его. Если не хочет ложиться
спать, то, раздевая ребенка, расскажите, чем вы планируете заняться после сна,
куда пойдете, что будете интересного делать. Это ведь совсем просто и гораздо
приятней, чем приказ «ложись спать». И, согласитесь, больше сопутствует
воспитанию ребенка 2 лет.
Мамин
помощник. У меня почему-то деятельность двухлетнего ребенка ассоциируется со
знаменитой фразой о революции «когда низы не могут, а верхи не хотят». Так вот,
в возрасте от 2-х лет ребенок часто знает, что он хочет сделать, но навыков,
опыта и силенок для осуществления задуманного ещё не хватает.
Тогда-то
он и может впасть в состояние гнева. Задача любой мамы – поддержать ребенка в
начинании, но ни в коем случае не сделать намеченное действие вместо него.
Никаких «давай я сама», только
предложение о помощи или разумная подсказка «попробуй вот так». Только тогда воспитание
ребенка 2 лет будет позитивным.
В
этом возрасте ребенок стремится во всем помогать, и наша задача – дать ему
такую возможность. Дети любят помогать и с годовалого возраста, но сейчас мы
должны конкретно добиваться положительных результатов труда. Конечно,
постепенно, но надо, чтобы раз за разом малыш совершенствовал свои навыки.
Таким
образом, воспитание ребенка 2-х лет уже подразумевает какой-то определенный
результат. И если ребенок что-то сделал не до конца, плохо, надо уже обращать
на это его внимание. В тактичной мягкой форме подсказать, как надо сделать,
чтоб получилось лучше.
И
конечно, не забывайте хвалить вашего непоседу. Но старайтесь делать это
искренне, по поводу. Уделяйте воспитанию ребенка 2 лет как можно больше
времени, и тогда к 3-м годам он будет полностью готов к детскому саду.
Возрастные
особенности ребенка от 1 до 2 лет
Основные
периоды (здесь подразумевается более активное развитие определенных навыков от
1 до 2 лет):
двигательные
навыки – более активно развиваются в период 1-1,5 года;
умственные способности – более активно
развиваются в период 1,5-2 года;
Основные
навыки:
новые действия;
развитие речи;
Понимание речи:
в
1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например:
«Принеси мячик»;
к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2
действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне»;
Остережения
и переключение внимания (чтобы остановить нежелательное поведение):
ребенок до 1,5 лет – у взрослых должны быть
слова и действия:
словесные остережения взрослых должны
сопровождаться активными действиями, например: недостаточно сказать «не трогай»
или «положи», нужно сказав, подойти к ребенку, дать ему безопасный предмет и
вытащить у него из рук нежелательный предмет; если ребенок тянет кошку за
хвост, нужно подойти к нему, вытащить из его руки хвост кошки и погладить его
рукой кошку, при этом говоря: «Погладь кошечку. Не тяни за хвост кошечку.»;
чтобы отвлечь ребенка от нежелательного
действия и переключить его внимание, в качестве «приманки» необходимы активные занятия:
например, если ребенок пошел в нежелательном направлении, можно взять его за
руку и затем позволить ему шлепать по своей руке – обратить это в игру, вместо
того чтобы насильно удерживать ребенка (этот пример приводят Сирсы);
Ребенок
1,5-2 года – может быть достаточно только слов взрослых:
к 2 годам ребенок способен выполнить словесные
указания, которые не подкреплены действием взрослых;
после 1,5 лет ребенок может прислушаться,
если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже.»
Некоторые
особенности ребенка от 1 до 2 лет:
конкретное мышление, неспособность обобщать –
ребенок не понимает, что горячая плита означает не только горячую плиту дома,
но и в гостях, на каждом новом месте родителю необходимо предупреждать ребенка,
что там тоже плита горячая;
негативные фазы, зигзаги в развитии –
Сирсы пишут, что малыш может в течение 2 месяцев быть невыносимым, а в
последующие 3 месяца вести себя как ангелочек; во время негативной фазы ребенок
может стать упрямым, непослушным, часто говорить «нет», отдаляться от родителей
– просто ему нужно отработать прием «сделай сам», а для этого нужно
пространство, – родителям не нужно принимать это близко к сердцу, эта фаза
вскоре минует и наступит фаза воссоединения, когда ребенок снова приблизится к
родителям – в этот момент ему нужна эмоциональная подпитка, это подходящая
возможность наладить с ним отношения;
упорство, повтор, вставание после падения
– даже если ребенок испытал физическую боль, он все равно продолжает делать то
же самое (например, мой сын засунул пальчик в горячий чай, обжегся, я его
успокоила, через некоторое время он опять полез к кружке с чаем, я ее
отодвинула в сторону, или на улице засунул пальчик в трубу, не смог сразу
вытащить, заплакал, я ему помогла, через несколько минут он опять хотел
засунуть пальчик в ту же трубу, я уже не дала это сделать), в нем говорит
потребность исследователя; в этом есть и польза — так ребенок учится новому
действию: когда ребенок осваивает полезный навык, например, ходить, он падает,
затем встает и снова продолжает попытки;
в речи ребенка одно и то же слово может
иметь много значений – если ребенок не может выговаривать все звуки: «ка-ка» —
это означает «книжка», игрушка лягушка (т.е. ква-ква), игрушка утенок (т.е.
«кря-кря») и т.п. (так говорил мой сын); первое время родителю приходится
уточнять, спрашивать у малыша (когда мой сын говорил: «Ка-ка», — я спрашивала:
«Книжка?» — он отвечал: «Да», — если хотел книжку, если не хотел, то мотал
головой и продолжала спрашивать дальше: «Лягушка?» и т.д.), хорошо, когда
ребенок дополнительно к своим словам делает жесты, уточняя, что именно он хочет
(со временем мой сын стал показывать: если нужна была книжка, он показывал на
шкаф с книгами, если игрушка лягушка, то он показывал в сторону коробки с игрушками).
Таким
образом, друзья, мы рассмотрели, основные возрастные особенности, которые имеет
ребенок 1 года (т.е. ребенок от 1 до 2 лет). Это помогает лучше его понять и
находить наиболее приемлемый подход для его воспитания и развития. В следующей
статье «Воспитание и развитие ребенка от года до двух лет» мы рассмотрим еще
некоторые детали, что необходимо делать родителям в этот период.
Вывод: эти ласковые слова, словно поглаживания для ребенка и
вообще для человека. Психологи утверждают, что 98% детей никогда не получали
телесной поддержки. Для развития уверенности в себе ребенку надо 3 поглаживания
в день, для уверенности в семье – 6 поглаживаний, для уверенности в обществе –
9 поглаживаний, чтобы быть лидером – 12 поглаживаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий